Современный грустный фельетон.

Борьба – это процесс. В спорте он кратковременный, а в повседневной жизни бывает затяжным. Порой победы до конца дней своих не дождёшься. Так и с нашумевшей коррупцией – той самой продажностью представителей власти, мздоимством чиновников, что наделены широтой возможностей. А о вольготной безнаказанности их пособников и вовсе говорить не приходится – это о тех «рыбках», что, порой, крупнее самого взяточника будут. Чьё даже формальное бездействие вольно иль безвольно создаёт коррупционерам облегченные условия роскошной жизни, неимоверно расширяя их ряды.

В этих условиях борьба с преступностью подобна выборочному выдёргиванию сорняков в поле. А если успели созреть и осыпались семена, то такая забава весьма перспективна лишь для показателей мнимой активности. 

То там, то здесь хватают «за руку» довольно крупных взяточников, а другие не успокаиваются. Процесс идёт вроде бы активно, но не только локализация, даже их настороженности не заметно.

Нас пытаются убедить, что корни преступности в экономике.  И через сколько же веков эта экономика сможет победить коррупционеров?! Почему же современная экономика здесь бессильна?  

Да ведь ссылка на неё зародилась в далекие времена и объяснялись тогда нищетой и бесправием масс. Пора бы  придумать современные оправдания неэффективной борьбе с преступностью.  Отбросьте понятие нищеты и сохраните, пожалуй, аргумент бесправия, добавив моральное угнетение граждан безразличием чинуш к их нуждам, заботам и законным интересам. И всё встанет на места свои.

Говорят, нам бы строгую власть. Мол, построй чиновников, стукни кулаком по столу и дай команду: вперёд, с песней. Но не тут-то было. Даже в нашей армии такой метод уже не проходит.  

Вроде бы немало указов, да законов принято, но чиновникам проще затянуть процесс борьбы с коррупцией, чем ремни на пышных животиках. Такие будут проявлять бурное рвение в бумаготворчестве. Здесь планы, приказы, новые структуры с приписками показателей и отписками от назойливых заявителей создают мнимый эффект бурной деятельности. Бюрократы готовы на всё, лишь бы процесс этот был бесконечным и ни что не менял в их спокойной жизни.

Придут в такой коллектив молодой парнишка или девушка и сразу белой вороной себя ощущают. Мол, больше всех тебе надо?! Сиди, помалкивай и не рыпайся да премиальные тихо получай. Вот так новое поколение мы воспитываем.

Деловые и принципиальные в таком коллективе не уживаются, а бесхребетные и угодливые получают повышения. В результате безнаказанно игнорируются даже требования Федеральных законов, не говоря уже о прямых обязанностях. Круговая порука оберегает от разбирательств и ответственности. Должностные проступки не вызывает озабоченность даже при наличии тяжких последствий. Формальные отписки на жалобы у нас приобрели устойчивую форму и за такое ни кто не бывает наказан и, тем более, уволен с «хлебного» местечка. Окружили наших граждан глухой стеной равнодушия. 

Мои друзья относились к тем, кого трудно было сломать, но ходьба «против ветра отписок» и для них, как и многих других, оказалась невыносимой.

У нас почему-то  принято критиковать высшее руководство страны. Мол, отсутствует политическая воля. Почему-то ждём, вот «батюшка» приедет, да рассудит?! А что мешает такую волю проявить губернатору, его подчиненным и муниципальным властям? Именно здесь, на мой взгляд, скрыты корни коррупции и связаны они с равнодушием и попустительством. Именно на это постоянно и бесперспективно жалуется население и это используют мздоимцы.

Возьмите, к примеру, Федеральный закон о рассмотрении обращений граждан (59ФЗ-2006г). Его установки о полноте проверок, эффективности контроля за рассмотрением обращений и об ответственности за нарушения названных требований полностью игнорируются на местах.  

К примеру, Калужская область.

Уже четвертый год рассматриваются здесь многочисленные обращения о самовольном сооружении деревообрабатывающего комплекса в сельском поселении «Медлинском» районе. Длящиеся более десяти лет грубые нарушения земельного законодательства всеми подтверждаются, но решения ограничиваются неоднократными мелкими штрафами. Требования законодательства администрация знает, но только обещает их исполнить. Даже указание Губернатора о взятии вопроса «на контроль» непосредственные его подчиненные отказались выполнить. Письма пересылаются виновникам в такой волоките и  попустительство правонарушителям продолжается. К чему Губернатору столь громадный штат администрации, если с пересылкой корреспонденции успешно справляется его канцелярия?!

Местный Министр природных ресурсов, экологии и благоустройства не считает опасными многолетнее скопление здесь гниющих отходов лесопереработки. Его поддержал и заместитель Губернатора, формально подписывающий подготовленный ему тем же Министерством ответ заявителям.

Областная служба Росреестра, куда решили обратиться мои друзья, этот самострой и захват земли не сочли существенно значимыми, там даже пытались снять неисполненные собственные предписания с контроля.

Месяц рассматривал такое обращение Глава районного собрания депутатов и сообщил только о том, что наведение порядка не входит в его полномочия, а глава администрации заявил о своей некомпетентности ставить вопрос об изъятии участка, который более 10-ти лет использовался вопреки его целевому предназначению. Это, мол, нарушит конституционные права собственника.

Оказалось, что правонарушителем является депутат сельского поселения, а его трогать себе дороже. Пятно на власть народную? Или может быть тот чем-то шантажирует чиновников местной администрации?! Так или иначе, но многолетние обращения и даже требования заявителей о наказании должностных лиц районной и областной администраций, нарушающих Федеральное законодательство, остаются у руководителей областных структурах без реагирования.

Затяжное уголовное преследование…

Уже три года в той же Калужской области расследуются установленные полицией очевидные факты миллионной кражи чужого имущества, самоуправства и попыток мошеннической продажи незаконно существующего деревоперерабатывающего производства, совершенные тем же депутатом в сговоре с другим представителем сельской думы. Следствием подтасовываются фактические события и открыто игнорируются требования Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов России.

Областное Следственное управление постоянно отмахивается от «назойливых» потерпевших формальными отписками. Их многочисленные возражения, даже представления прокурора, там не оцениваются и не берутся на контроль. Нарушаются сроки их рассмотрения. Проверка поручается виновникам в волоките, попустительстве и фальсификации. Документально установленная материалами дела кража имущества малого предприятия на миллион рублей следствие неоднократно и незаконно «списывает» на отсутствие события преступления, фактически укрывая его. Потерпевших, три года добивающихся истины, по сути превратили в «назойливых мух», вынужденных уже доказывать свою невиновность.    

Достойная география пособничеству правонарушителям.

Помню, несколько лет назад, были обращения дачников в Московскую  областную службу Роспотребнадзора о фальсификации продаваемого в магазинах цемента. Мешки, вместо указанных на упаковке 50 кг, весили около 40 кг, производитель и поставщик не указывались, да и цемент был сомнительного качества. С тех пор ничего не изменилось. Годы жулики воруют, обманывают потребителей, а Роспотребнадзор закрывает глаза.

Правда, проверяющие разок выезжали на место, но сообщили о том, что мешки в магазинах не на чем было взвешивать, и вовсе забыли оценить факты отсутствия сведений о производителях цемента и проверить его качество.

Обратились дачники в Республиканский потребнадзор о том, что нарушают ваши проверяющие Закон «О защите прав потребителей». Он обязывает требовать наличия в магазине весового оборудования для проверки покупок и запрета продажи товара без указаний производителя и поставщика. Но это обращение из центра перенаправили подчиненным - виновникам в бездействии, а те формально сослались на существующие ограничения повторных выездов. Прежние проверяющие и их руководители, попустительство которых привело к столь длительным преступлениям, как и всегда, не понесли даже дисциплинарную ответственность.

Почему же на такое пособничество обману потребителей, допускающее возможность взяточничества, не реагирует вышестоящие ведомства и министерство? Как же дальше добиваться справедливости, если всюду круговая порука?!

В этом году, несколько лет спустя после такой «проверки», областная полиция всё же смогла изобличить одно из «подпольных» производств лжецемента, но их ещё немало осталось на территории области и в других регионах.   Кто же должен реагировать на это?!.. 

Роспотребнадзору, да и полиции не было нужды устраивать сплошные проверки: взгляни на мешок - и явный обман очевиден. Где не указан производитель - там и обман. Посмотри накладную и прямым ходом к поставщику...

Неужели им надо объяснять последствия такой бездеятельности?!  Дачник не только платит, но и планирует работы по надписям веса на упаковках, ему не на чем взвешивать цемент. А тут обман. Уменьшение объема цемента в растворе приводит к неисправимому браку. 10 кг недовложений – это только арифметически минус 20% качества, а фактически брак растёт в прогрессии. Вот и рассыпаются наши фундаменты, рушатся строения. А кто оценит душевную боль тех, кто получает пустые отписки на свои обращения за справедливостью?

Мы часто видим в доступных местах хорошо оформленные и броские объявления о продаже дипломов ВУЗов, «восстановлении» водительских удостоверений, предложения сомнительных фирм о денежных вкладах под нелепо крупные проценты. Всё это очевидные признаки групповых и даже тяжких преступлений. А сколько чиновников, в том числе офицеров полиции, проходит мимо? Где же прежняя их инициатива в изобличении преступников личным сыском и по «горячим» следам?!

Хороших примеров немного, но они есть.

В г. Москве применили толковый метод сбора и эффективного реагирования на телефонные и фото-MMS обращения граждан. Здесь незамедлительно применяют серьёзные санкции к должностным лицам в сфере городского хозяйства. Однако это только в Москве и только в одной сфере. А кто должен этого же добиться по всей стране и во всех сферах управления? Неужели нужен ещё один закон, который вновь будет лишь формально и показушно исполняться?!

О прокурорском надзоре.

Нам часто рекомендуют обращаться за содействием в прокуратуру. Мол, прокурорский надзор всё поставит на свои места. Но и там сидят, порой, чиновники не способные реагировать на «крик души». 

Ко мне обратилась одинокая мать. «Сдуру» девочка решила поручиться за приятеля, взявшего в Сбербанке крупный кредит.

Сбербанк в счёт этого долга без предупреждения стал снимать с её сберкнижки всю поступающую зарплату и даже денежные пособия на несовершеннолетнего ребенка. Она и ребенок остались вовсе без средств к существованию. Казалось бы, это явные нарушения закона. Ведь пособие на ребенка неприкосновенно и с зарплаты можно удерживать не более 50%! При этом исполнительный лист Сбербанк у судебного пристава отозвал и сам приступил к незаконному возмещению убытков.

Безусловно, обязательства надо выполнять и заявитель не возражала, но почему должен страдать  ребенок?! Сбербанк на жалобу не отреагировал. Пресненский районный прокурор г. Москвы месяц подержал жалобу потерпевшей на контору Сбербанка, находящуюся на его территории, и без проверки пересылал Останкинскому прокурору. Надо было бы возвратить жалобу, но тот в порядке всё той же круговой солидарности «отфутболил» её судебному приставу своего района.

Этот пристав, как указывалось в самом заявлении, не располагал исполнительным листом и не вправе был принимать решения по существу жалобы, о чём и ответил заявителю. Возвратить жалобу прокурору, призванному решить вопрос, как этого и требовал закон, он, видимо, «постеснялся». Круг замкнулся. Не помогло потерпевшей повторное обращение в Прокуратуру города, и она вынужденно, как многие другие из нас, смирилась со своим бесправием…

Такое отношение должностных лиц порождает недоверие властям. Вот почему люди обращаются в высшие инстанции.

До бога высоко, а до царя далеко, говорит русская пословица.

Ещё в 17 веке русский царь издал Указ о праве любого сословия обращаться с челобитной в плоть до батюшки царя. И в наше время вынуждены решать и решают частные вопросы Президент России,  Генеральный прокурор и Председатель Следственного комитета. Но почему они должны работать за подчиненных, не проще ли обеспечить ответственную деятельность на местах?

Сейчас мы видим, как снимают генералов в структуре МВД за тяжкие последствия от их бездеятельности. Медленно, но повышается требовательность за это и к местным властям.

Но где наказанные чиновники, которые не хотят вникать в проблемы заявителей до вмешательства высших руководителей?!  Почему бы не обеспечить четкую систему ответственности должностных лиц всех уровней власти за умышленное неисполнение законов, а также за незнание или пренебрежение обязанностями по службе?!

У нас принято рассматривать любое заявление как частный случай. Но если этот «случай» имеет многолетнюю историю или неплохую географию, то почему бы не обязать ведомства с выездом на место проверять наличие постоянства в сомнительной деятельности бюрократов?! Давно было сказано, что в массе случайностей проявляется закономерность. Пора бы такую закономерность перестать скрывать под видом частных, казалось бы, «разовых» случаев.

Пока мы не научимся требовать безусловного и полного исполнения законов и других нормативных актов должностными лицами и внимательно оценивать обращения граждан, говорить о борьбе с коррупцией, думаю, бессмысленно.

                                                                                      Ваш  Юрий  Задачкин

E-mailzadachkin@list.ru 

Все приведенные сведения имеют полное документальное подтверждение.

Конструктор сайтов - uCoz