12.  Прогрессивные принципы оценки.

При сложности построения и функционирования системы борьбы с преступностью представляется невозможным ограничиться несколь­кими оценочными показателями.  Такую оценку деятельности не следует отождествлять с отчетной информацией.  В промышленности, например,  работа всех участков и каждого из цехов оценивается полным номенклатурным перечнем изготавливаемых деталей, узлов, агрегатов и запасных частей. Усредненный балл грозил бы срыву произ­водства заводом конечной продукции.

Вопросы разработки системы оценки для оперативно-ро­зыскных и следственных подразделений нуждается в детальной науч­ной проработке. Такие исследования в ключе названных здесь взаимо­связей в практику не внедрялись. В связи с этим представляется возможным и необходимым остановиться лишь на основных моментах выбора не столько оценочных показателей, сколько иной системы оценки. Перейти от увязшего пробуксовывания во второстепенных вопросах к решению общеопределяющих.

В оперативно-розыскной работе важно обеспечить повышение осведомленности.  Здесь необходимо оценить наличие первичной информации о о предполагаемом преступлении и причастных к нему ли­цах. Нельзя пренебрегать учетом даже косвенной информацией, выступлениями в прессе и тем более наглядной рекламой противоправных намерений.

Взгляните, сколько сведений о преступлениях открыто и безучетно развешивается правонарушителями в Московском Метрополитене: «продаются дипломы о высшем образовании», «выдаются больничные листы и медкнижки», «восстанавливаются права на вождение автотранспортом и выдаются талоны технического осмотра» и т.д. При этом ни одного проезжающего работника МВД РФ она не заинтересовала. Мы, конечно, понимаем, что ни министр, ни его заместители в метро не ездят, но где их соответствующие службы контроля и профилактики?!

Важно так же изучать причины низкой заинтересованности населения в повышении информированности правоохранительной системы. Почему бы не ввести систему оплаты услуг по раскрытию преступлений с одновременным повышением ответственности за лжесвидетельство. При этом оплата не должна связываться с письменными расписками или другими обязательствами граждан. Именно оперработник должен иметь право и возможность таких расходов.

В значительной степени оценка криминогенной обстановки зависит от сведений из материалов расследуемых уголовных дел. Особое значение имеют межрегиональные преступления, совершавшиеся длительный период организованными группами и сообществами групп. Такая информация в достаточном объеме имеется в формализованных карточках первич­ного учета уголовных дел и лиц, по ним проходящих. Безынициатива и даже игнорирование со стороны ГИЦ МВД глубины проработки этих вопросов негативно отражаются на анализе и оценке состояния оперативной обстановки и, следовательно, борьбы правоохранительной системы с преступностью.

Предлагаемая реорганизация системы борьбы с преступностью основана на действующем законодательстве и не требует существенных его изменений. Виновен не столько да­лекий от совершенства закон, сколько условия, в которых он выну­жденно реализуется именно так, а не иначе. Представляется, что для оперативно-розыскных подразделений, в соответствии с УПК РФ, будет достаточным напра­вить дознавателю или следователю только обоснованное сообщение о том, кем со­вершено и какое преступление, время его совершения, кто был сви­детелем и какой информацией располагает, где хранятся и какие фактические данные, могущие быть вещественными доказательствами, а так же о том, что может подтвердить их отношение к делу.

Особо следует обратить внимание на необходимость расширения возможностей использования технических средств, в том числе звукозаписи бесед с очевидцами. При этом итоговые справки по таким беседам должны составлять технические специалисты, а профессионалы – работать по своему направлению.  Следует расширить функции секретариата оперативных подразделений - ввести в штат «машинисток-стенографистов». Справка о беседе, подтвержденная фонограммой, должна иметь более важную значимость, чем подписанное очевидцем объяснение. Одновременно и законодатель должен ввести норму, при которой негласная для собеседников звукозапись, осуществленная любым из участников этой беседы, является доказательством в суде. Это и сейчас не противоречит закону, но часто необоснованно трактуется в пользу правонарушителей, как осуществленная якобы противоправным путем.  Не должно оцениваться противоправно то, что фиксируется очевидцем событий и тем более его участником.

От оперативных работников нельзя тре­бовать массового составления формальных документов, отбора много­численных объяснений, что фактически не имеет никакого дальнейшего процессуального зна­чения и неизбежно дублируется в процессе расследования. Освободившееся время безусловно будет использовано для истинной оперативно-розыскной деятельности. Так возникнет вынужденный побуди­тельный фактор к повышению профессионального мастерства оперативных работников.

Предлагаемая система сбора и отработки первичной информации о преступлениях неизбежно приведет к резкому возрастанию объема поступающих и в без того загруженные следственные подразделения материалов.  Во избежании этого и прежних просчетов потребуется создать надежный механизм избира­тельности и для этого рекомендуется использовать специализированные подразделения дознания и профилактики.

Достоверная оперативная информация о впервые подготов­ленном, совершенном или продолжающемся незначительном преступлении по инициативе дознания и с согласия прокурора может быть без процессуального рассмотрения и регистрации факта преступ­ления направлена в подразделение профилактики для официального административного предостережения и возложения обязанности возместить причиненный ущерб.

Необходимо так же ввести законодательную норму о том, что малозначительные или не представляющие большой общественной опасности деяния являются административным правонарушением и на них не должны распространяться нормы и требования УК и УПК РФ.

Многовариантность оценки деятельности всех служб и подраз­делений органов внутренних дел в борьбе с преступностью не только допустима, но и необходима. Она должна быть подчинена общей направленности на усиление борьбы с преступностью. Критерии не могут и не должны служить способом оценки, т.к. является лишь признаком, на основании которого производится аналитическая оценка всей деятельности. Ошибочное использование статистики в качестве усредненного оценоч­ного показателя в значительной степени и обусловило грубые просче­ты в поиске «идеальных» критериев. Статистические «палочные» показатели могли характеризовать изменение только одно­родных фактов, событий и требовали глубокой аналитической обработки. Упрощенная балльная оценка хороша в спортивных состязаниях и явно не пригодна для социальных систем.

  

Статистика

регистрируемой  преступности

Главного 

 информационно-аналитического  центра   МВД  РФ 

   http://www.mvd.ru/stats/

 

К сожалению  названную страницу сайта МВД РФ, характеризующую статистику борьбы с преступностью, убрали сразу после нашей аналитической оценки этой информации (см.выше), но поможет ли это реформе?!

Интересные  ссылки !!!

=========================    Форум ==================== Милицейский писатель:  www.knigi-sergeev.narod.ru
Конструктор сайтовuCoz