11. Как придать реформе надежное ускорение.
В борьбе с преступностью, на наш взгляд, в первую очередь следовало бы выделить подсистему, непосредственно связанную с оценкой первичных признаков преступных проявлений, являющуюся как бы ударным звеном борьбы с этими негативными явлениями. К ней безусловно относятся оперативно-розыскные подразделения. Их следует освободить от функций дознания.
Функции оперативно-розыскной работы и дознания имеют разные цели. По этому поводу есть хороший анекдот: «Ни кому в Мире не удавалось соединить пространство и время, но старшина Безбородов смог. Он приказал рыть траншею от забора и до обеда». Так же и в МВД желаемое, но, как и ранее, недостижимое вновь внедряется в приказном порядке.
Дознанию следует придать большую значимость, выделив его в самостоятельную службу и обеспечив статусом, равным следствию. Дополнительной численности не потребуется, так как вполне ее можно выделить из оперативных аппаратов, существенно увязших в этих функциях. Полагаем, что следствие, в этом случае, следует объединить при Генеральном прокуроре. МВД достаточно функции дознания, так же как и в армии.
Особое внимание следует обратить на то, что в органах внутренних дел возникли явные противоречия между стоящими перед оперативными службами целями:
1. обнаружения преступлений и лиц, их совершивших;
2. владения складывающейся криминогенной обстановкой;
и фактическими функциями этих подразделений.
Сегодня, на наш взгляд, ошибочно пропагандируется единство и неделимость цели разных направлений работы. Под ней, не редко, считают борьбу с преступностью. Но борьба - это только процесс и при таком ориентировании служб, цель становится крайне обширна, не конкретна и, по сути, бесцельна. Не может быть в данном случае целью и предупреждение, ограничение или ликвидация преступности, т.к. решение этих вопросов охватывается деятельностью более широкого круга субъектов. Конкретная цель безусловно должна быть ограничена только тем желаемым конечным результатом, перспективное достижение которого может быть реально обеспечено усилиями конкретной службы (подсистемы). Общая цель нескольких служб должна выглядеть в виде совокупности персональных целей, определяемых с учетом самостоятельности этих подразделений.
В МВД сложилась порочная практика оценки результатов деятельности сотрудников оперативных подразделений по конечным результатам работы служб дознания и следствия. Это нарушило взаимосвязь стоящих перед оперативно-розыскными подразделениями целей, задач и функций. Реализация необоснованно навязанных функций породила к перерождению целей, достижение которых преимущественно зависело от другой службы.
Цель оперативно-розыскной работы четко определена в уголовном законодательстве: обнаружение преступлений и лиц, их совершивших. Основной целью следственной работы следовало бы считать раскрытие преступлений, включая расследование, доказывание вины и возмещение нанесенного ущерба. Эти вопросы без применения процессуальных мер нерешаемы и спрашивать за них с оперативных сотрудников означало бы вновь обрекать их в подручные к следователям. Считаете, что следователи нуждаются в помощниках, введите соответствующие должности, но не возлагайте на оперработников функции, несвойственные их задачам и персональным целям.
Необходимо признать, что обеспечение неизбежности обнаружения и регистрации преступных посягательств, выявление причастных к ним лиц, само по себе, не зависимо от результата расследования, явится важным фактором, повышающим эффективность борьбы с преступностью. Бессмысленно выдергивать сорняки на ощупь, не оценив общую засоренность поля теми, которые уже разбрасывают свои семена.
Изучение фактического состояния преступности наиболее важный аспект в деятельности всей правоохранительной системы. "Чтобы действовать с каким либо шансами на успех, справедливо подчеркивал К.Маркс, надо знать тот материал, на который предстоит воздействовать". Следовательно, определение главного звена борьбы с преступностью должно основываться на его возможностях владения реально складывающейся на объектах и территории криминогенной обстановкой и на приоритетности вопросов обнаружения и регистрации первичной информации о преступных проявлениях. Справиться с этим никто, кроме оперативно-розыскной службы не в силах. Однако до тех пор, пока оперативно-розыскная работа будет оцениваться как подручная в установлении вины конкретных лиц, говорить о значимости стоящих перед ней задач не приходится. Избранная цель фактически должна определять и задачи, и функции подсистемы.
Описание целей (подцелей) для каждого из звеньев государственной системы борьбы с преступностью и всех ее звеньев, т.е. построение "дерева" целей, фрагмент которого здесь рассмотрен, дает возможность выделить в оперативно-розыскной работе две основные и самостоятельные задачи:
во-первых, это надежное слежение за оперативной обстановкой, что позволит своевременно обнаружить следы преступлений, установить причастных лиц и проверить достоверность первичной информации;
во-вторых, это сбор сведений, характеризующих обстоятельства конкретных противоправных посягательств и роль всех участвующих в них лиц, что обеспечит возможность их дальнейшего разоблачения.
Задачи взаимосвязанные, но при их детальном рассмотрении становится очевидной необходимость разделения функций и, следовательно, самостоятельности штатно-структурного обеспечения. Так в случае одновременного выполнения этих задач возникает опасность возрастания значимости вопросов, связанных с выявлением конкретных преступлений. Это неизбежно лишит возможности качественного и глубокого слежения за оперативной обстановкой, сделает такую работу избирательной. Даже в случаях придания приоритетности вопросам наблюдения за криминогенностью обстановки, факты выявления признаков конкретного преступления потребуют не только их детальной проверки, но и квалифицированного длительного документирования, что исключит возможность выполнения первой задачи.
Функции слежения за оперативной обстановкой сводятся к обобщениям и анализу информации из многочисленных источников, поэтому эта задача целиком посильна аналитическим подразделениям информационных центров УВД-МВД.